Программа развития

Программа развития 2017-2020гг. МБОУ СОШ с.Углезаводск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

 

Наименование

 Программы

Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы» с.Углезаводск Долинского района с 2012 по 2016 годы

Разработчики

Программы

— Педагогический коллектив школы под руководством директора школы          Ким Су Ги

Исполнители

программы

МБОУ СОШ с.Углезаводск

Научно-методические основы разработки Программы

Методологическую основу Программы составляют системный, субъективный и личностно-ориентированный подходы к образованию, принципы образовательной модели массовой общеобразовательной школы для учащихся со смешанными способностями.

Основные этапы и формы обсуждения и принятия Программы

1.Общественное обсуждение программы (размещение на сайте школы)2.Экспертиза на внутришкольном (методический совет) и муниципальном уровне (управление образования)

3.Принятие согласованного варианта программы на заседании педагогического Совета школы

4.Проведение стартового мониторинга имеющихся условий и результативности образовательного процесса как механизма анализа возможностей реализации Программы развития МБОУ СОШ с.Углезаводск

С кем согласована Программа

Управление образования администрации МО городской округ «Долинский»

Цель

Программы

Создание условий непрерывного образования для всех участников образовательного процесса в условиях школы

Задачи

Программы

1.Обеспечение качества образования, соответствующего современным стандартам образования.2.Воспроизводство и рост интеллектуального потенциала социума – использование возможностей каждого члена социума для максимального развития его интеллектуального и творческого потенциала, последующего профессионального самоопределения

 

3.Создание условий для формирования образовательной компетенции обучающихся

4.Совершенствование и внедрение новых образовательных и информационных технологий, развитие информационной среды образовательного процесса на базе локальной сети школы с использованием ресурсов Интернет.

5.Формирование положительного имиджа школы.

6. Совершенствование воспитательной системы школы.

Приоритетные направления Программы

1.Обновление содержания всех ступеней образования.2.Выявление,поддержка и сопровождение способных и талантливых детей.

 

3.Ориентация на целевые приоритеты в развитии школы, такие как здоровье, здоровый образ жизни, совершенствование эстетических, нравственных качеств, гражданской позиции.

4.Повышение профессиональной компетентности педагогов.

5.Обеспечение безопасности жизнедеятельности в учреждении

6.Совершенствование материально-технической базы

Ожидаемые результаты Программы

1.Обеспечение высокого качества образования;2.Качественное обновление содержания общего образования;

 

3.Максимально возможная адаптация обучающихся к образовательному процессу, к условиям жизни, к реалиям общественного развития

4.Удовлетворение образовательных потребностей учащихся в занятиях по интересам;

5.Совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников школы;

6.Повышение эффективности государственно-общественных форм управления.

Срок действия Программы

2012 – 2016 г.г.

Этапы

 реализации Программы

1 ЭТАП. Подготовительный. 2012-2013 учебный год.Проблемный анализ состояния школы. Изучение направлений модернизации российского образования, научно-методической литературы, отечественного и зарубежного опыта по осуществлению компетентного подхода в образовании

 

2 ЭТАП. Апробирующий. 2012-2013 учебный год

Создание необходимых организационно-содержательных условий для реализации целевых проектов программы развития

3 ЭТАП. Формирующий. 2013-2014, 2014-2015 учебные года

Реализация целевых проектов программы развития.

Анализ и коррекция хода реализации Программы развития школы

4 ЭТАП. Обобщающий. 2015-2016 учебный год

Научное осмысление результатов реализации программы, обсуждение результатов реализации программы на семинарах и конференциях, изучение и распространение накопленного опыта. Постановка новых стратегических  задач развития ОУ, подготовка текста программы развития ОУ на следующий пятилетний период.

Ресурсное обеспечение реализации Программы

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ:— Конвенция о правах ребенка.

 

-Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

-Закон РФ «Об образовании»

-Концепция модернизации российского образования, одобрена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001г.

-Закон Сахалинской области «Об образовании».

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ:

— формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественное обучение в разноуровневых базовых классах и группах;

— разработка рекомендаций педагогам по образовательным технологиям предпрофильного,  индивидуального обучения;

— разработка календарно-тематических планов и рабочих программ педагогов;

— создание программы и плана экспериментальной деятельности

— разработка требования и рекомендации по работе с индивидуальными картами развития учащихся

ИНФОРМАЦИОННОЕ:

— информирование коллектива учителей, родителей, учащихся о характере преобразований в школе

МОТИВАЦИОННОЕ:

— совершенствование системы стимулирования результативной деятельности учителей (через формы материального и морального поощрения)

— усиление мотивационной работы среди учеников, родителей и учащихся о необходимости внедрения преобразований в школе

КАДРОВОЕ:

— обучение на курсах учителей, работающих в условиях инновационного режима

— подбор и расстановка кадров в соответствии с потребностями и необходимостью

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ:

Разработка нового учебного плана и расписания занятий с учетом требований к здоровьеформирующему образовательному процессу

— создание условий для работы с индивидуальными картами развития ребенка

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

— для успешной реализации данной Программы необходимо продолжить работу по развитию материально-технической базы, оснащению кабинетов ТСО, как в рамках бюджетного финансирования, так и с привлечением спонсорских средств, средств от оказания дополнительных платных образовательных услуг

 

Порядок управления реализацией Программы

Управление школой осуществляется на основе сотрудничества, соуправления с опорой на инициативу и творчество всего педагогического коллектива.Школа и внешние эксперты проводят мониторинговые исследования по всем направлениям Программы развития, осуществляют их корректировку.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы

1 ЭТАППроведение стартового мониторинга имеющихся условий и результативности образовательного процесса как механизма анализа возможностей реализации программы развития ОУ

 

2 ЭТАП

Мониторинг реализации целевых проектов программы развития на всех уровнях  в ОУ

3 ЭТАП

Мониторинг реализации программы развития ОУ с целью анализа и коррекция хода реализации программы развития ОУ

 

 

 

 

 

 

Раздел 2

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ

 

Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» села Углезаводск

 Долинского района Сахалинской области

 

 

Юридический адрес:

694061 Сахалинская область Долинский район, с.Углезаводск ул.Почтовая 2

 

 

Фактический адрес:

Сахалинская область Долинский район, с.Углезаводск ул.Почтовая 2

 

 

Телефоны  98 — 2 — 45      Факс: 98-2-45

Адрес электронной почты:uglez_hool@mail.ru

 

Адрес сайта:                 www.uglez-school. ru

 

Учредители:

                                Управление образования МО ГО «Долинский»

 

 

Адрес: 694050 Сахалинская область, г.Долинск, ул.Комсомольская, 46

 

 

Телефоны 25-5-13

                           Краткая историческая справка о школе.

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Углезаводск» основана в 1947 году. Сначала она была семилетней, а с 1965 года стала средней. Нынешний год для школы юбилейный, ей исполняется 65 лет. За эти годы школа переезжала трижды: сначала размещалась в здании японской школы, затем в одноэтажном шлакоблочном помещении, а с 1994 года в новом трехэтажном здании. На сегодняшний день в трех блоках учреждения прошли капитальные ремонты по сейсмоусилению.

Численность учащихся на 01.09.2012 г. – 155 человек; 11 классов, все занимаются в 1-ю смену. В начальной школе функционируют 4 класса, во второй ступени – 5 классов, в третьей ступени – 2 класса.

Коллектив составляют 95% женщин и 5% мужчин. Средний возраст учителей 52года. Стаж педагогической работы  от 5 до 10лет – 1, от 10 до 20 лет – 3, свыше 20 – 16 человек. Количество работающих пенсионеров – 10 человек.

В школе имеется два спортзала, спортивная площадка, столовая, библиотека, актовый зал, мастерская, кабинеты информатики, физики, химии, биологии, 2 кабинета русского языка и литературы, 2 кабинета математики, географии, ОБЖ, 2 кабинета английского языка, 4 кабинета начальных классов, кабинеты музыки и технологии, лаборантские. В школе работают спортивные секции: бокса, волейбольная, футбольная, баскетбольная, легкой атлетики. В школе имеются прекрасный, современный хоккейный корт.

Наши дети посещают кружки по интересам:

— «Бисероплетение»;

— «Оригами»;

— «Кожаной и бумажной пластики»

— «Мягкой игрушки»;

— хорового и сольного пения,

— драмкружок,

— кружок авторского стиха.

В селе нет ни музыкальной школы, ни художественной, ни Дома творчества. Единственным местом досуга учащихся является школа, которая организует праздники, дискотеки и другие мероприятия. Школа является центром эстетического воспитания подрастающего покаления. Опыт работы школы по данной теме был обобщен на областном уровне и занесен в областной банк данных.

Наметилась тенденция к уменьшению числа учащихся в школе (с 187 учащихся в 2005 году до 155 в 2012 году). Практически здоровых детей в школе 61%, имеющих отклонения 27%, хронически болеющих детей 12%.

В 2011 году школа стала муниципальной экспериментальной площадкой по теме « От здоровьесбережения к здоровьеформированию». Продолжается экспериментальная площадка по информатизации учебно-воспитательного процесса

Техническое состояние школы – хорошее, после капитального ремонта. Общая площадь школьного двора – 4,70 га.

Характеристика педагогического коллектива

Общая численность сотрудников     — 36

Из них:

— членов администрации        — 3

— учителей                                — 13

— психолог                                — 1

— социальный педагог — 1

— организатор досуга   — 1

— педагог дополнительного образования     — 1

— воспитатель ГПД                  — 2

— вспомогательный персонал                                    — 14

В школе сложился высокопрофессиональный педагогический коллектив, в котором наряду с опытными учителями работают молодые педагоги. 89% коллектива имеют высшее профессиональное образование. Основной педагогический коллектив представлен 22 педагогами, из которых 77% имеют высшую и первую квалификационные категории. Среди педагогов школы 10 учителей отмечены отраслевыми наградами. За последние пять лет наши учителя четырежды становились победителями муниципального этапа и дважды лауреатами областного этапа конкурса «Учитель года». В 2010 году учитель физкультуры Ярославцев О.В. стал победителем конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений в рамках ПНП «Образование».

Постоянное совершенствование педагогического мастерства идет через работу над темами самообразования, систему методических семинаров и тренингов, курсовой подготовки.

Опыт работы школы по созданию единого эстетического пространства был обобщен в области и занесен в областной банк данных. В течении 2007-2012гг. пять педагогов обобщили свой опыт работы на муниципальном уровне.

Состояние кадрового обеспечения

п/п

Категории педагогических и руководящих работников

Общая численность

Численность по категориям

Высшая

1

2

Без категории

1.Руководящий состав

1.1. Руководитель

1

1

1.2. Заместители руководителя

2

2

2.Педагогические работники (учителя по учебным дисциплинам, образовательным областям)

2.1. Учителя начальных классов

4

4

2.2. Русского языка и литературы

3

1

1

1(соотв. зан. должн.)

2.3. Математики

2

1

1

2.4. Информатики

1

1

2.5. Физики

1

1

2.6. Химии

1

1

2.7. Биологии

1

1

2.8. Географии

1

1

2.9. Иностранного языка

1

1

2.10. Истории

2

1

1

2.11. Физкультуры

1

1

2.12. Технологии

1

1

2.13. Музыки

1

1

2.14. ОБЖ

1

1

2.15. ИЗО

1

1

2.16. Социальный педагог

1

1

2.17. Педагог организатор

1

1

2.18. Психолог

1

1

2.19. Библиотекарь

1

1(соотв. зан. долж.)

 

 Таким образом:

Высшая

1 категория

2 категория

Без категории

5

12

2

3

 

Стаж педагогического персонала

Категории педагогических и руководящих работников

Педагогический стаж

До

2 лет

2-5

5-10

10-20

Свыше 20

1

Руководящий состав

1

2

2

Учителя

5

3

14

 

Анализ педагогического коллектива по наличию наград

 

Наименование награды

Кол-во учителей

1.Заслуженный учитель РФ

2.Отличник просвещения РФ

2

3.Почетный работник общего образования

4

4.Почетная грамота Министерства образования и науки

4

Социальное положение семей

 

1.Семьи:
— полные

88

— неполные

54

— многодетные

6

— неблагополучные

6

— состоящие на учете в ПДН

2

2.Уровень образования родителей:
— высшее

17

— средне-специальное

75

— среднее

106

— неполное среднее

39

3.Сфера занятости:
— рабочие

81

— служащие

14

— интеллигенция

36

— безработные

46

— домохозяйки

19

— военные

5

— предприниматели

6

4.Уровень благосостояния:
— малообеспеченные

86

— средний достаток

42

— высокий уровень достатка

5.Учащиеся группы риска

8

6.Опекаемые

6

7.Количество учащихся, совершивших правонарушения по данным правоохранительных органов:
— 2009

— 2010

— 2011

1

          

 

                Раздел 3.     Анализ реализации программы развития на 2007-2011гг.

 

Главная цель образовательного процесса школы – повышение качества образования учащихся. В школе он построен на основе широкой и глубокой дифференциации, способствует максимальному раскрытию способностей учащихся и их профессиональному, жизненному самоопределению. Содержание образования определяет выбор педагогических технологий, подбор форм, методов, приемов и воспитательных средств. Приоритетными в школе считаются технологии, которые обеспечивают личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижения нагрузки и более эффективного использования учебного времени.

Результатом деятельности коллектива школы, направленной на успешность обучения, можно считать следующие показатели:

— 100% успеваемость обучающихся;

— 2 золотых медалиста,4 серебряных за отчетный период;

— отсутствие учащихся, отставленных на повторное обучение;

— наши выпускники успешно поступают в ВУЗы, причем стабильно высока доля тех, кто поступает на бюджетные отделения;

— активное участие педагогического коллектива в профессиональных конкурсах;

— высокие результаты достижений учащихся в различных внеурочных мероприятиях.

Педагогический коллектив последние годы активно участвовал в инновационной деятельности. Так, работа в ходе эксперимента по модернизации структуры и содержания образования привела к разработке и внедрению предпрофильного обучения учащихся с использованием технологии индивидуального учебного плана. Она позволила сделать процесс обучения практически индивидуальным и добиться заметного повышения качества обученности до 41%.

В образовательный процесс активно включена проектная деятельность, исследовательский компонент, которые позволили качественно изменить учебно-воспитательный процесс в условиях личностно-ориентированного обучения.

В школе решена проблема профилактики неуспеваемости, а следовательно, и отсева. Но мы отнюдь не считаем, что этот уровень достаточен для школы и соответствует возможностям наших учеников.

Сложившаяся в школе система воспитательной работы отличается высокой результативностью. Подавляющее большинство наших учащихся трудолюбивы,  обладают чувством собственного достоинства, целеустремленны и активны, умеют разрешать конфликтные ситуации.

В школе не зафиксировано случаев драк, вандализма, правонарушений. Все это находит свое подтверждение в высоком уровне показателя воспитанности – 41 баллов из 50 возможных (по методике С.П.Капустина).

Логическим продолжением учебной  работы является дополнительное образование детей. Особенное внимание мы стараемся уделить тем его формам, которые стимулируют двигательную активность и физическое развитие учащихся, приобщение детей к различным видам искусств: музыкальной, танцевальной, декоративно-прикладной. С учетом интересов и способностей учащихся, запросов родителей в школе организуется и проводится индивидуальная и коллективная внеурочная работа по развитию творческой, исследовательской деятельности обучающихся.

В школе создан  Совет школы- общественно-государственная организация, которая является добровольным объединением учителей, родителей, старшеклассников, объединенных для координации совместной образовательной, культурно-массовой работы и создания условий для развития совместной образовательной, культурно-массовой работы и создания условий для развития творческой активности и эффективной реализации творческого, интеллектуального и  физического потенциала участников образовательного процесса.

Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Регулярные отчеты администрации, Совета школы перед общешкольным коллективом, родителями, совместное обсуждение вопросов школьной жизни направлены на утверждение демократического стиля в управлении школой.

Произошли позитивные качественные изменения в области информатизации в школе:

— создан мобильный, постоянно обновляющийся сайт, на котором располагается информация о школе, основных направлениях деятельности, истории развития, традициях, конкурсах, ярких событиях;

— произведена замена и профилактика компьютерной техники, установлено лицензионное программное обеспечение;

— оборудованы мультимедийными комплектами 9 предметных кабинетов;

— весь документооборот в школе компьютеризирован, созданы базы данных учителей и учащихся,

— широко используются цифровые образовательные ресурсы, компьютерные программы и Интернет-ресурсы в учебном процессе, в воспитательной работе.

Вместе с тем проблемный анализ состояния образовательной системы школы, учитывая новые регламентирующие образовательную деятельность документы, определили точки целевой линии развития школы, исходящие из выявленных противоречий, на разрешение которых будет направлена данная Программа развития школы:

-между состоянием и результатами образования и образовательного процесса- с одной стороны и социальными ожиданиями, запросами и потребностями социума и государства – с другой стороны;

-между необходимостью внедрения личностно-ориентированных педтехнологий, соответствующих условиям модернизации образования, и инертностью отдельных учителей и родителей;

-между проведением внешней формой аттестации и уровнем профессионализма отдельных учителей-предметников;

-между стандартизацией сложившейся системы образования и индивидуальным уровнем усвоения учебного материала каждым обучающимся;

-между информационными потребностями и информационными возможностями учащихся и учителей, проявляющимися в разной готовности к восприятию, поиску, обработке информации, в том числе и учебной;

-между сложившейся в школе системой взаимодействия учащихся, учителей, родителей и наличием семей, негативно влияющих на воспитание своих детей;

-между сложившейся структурой управления методической службой и новыми требованиями и возможностью оптимизации штатного расписания;

-между желаемым повышением интереса к предметам и недостаточно высоко сформированной учебной мотивацией отдельных учащихся.

На основе проблемно-ориентированного анализа образовательной ситуации в школе можно выделить следующие, наиболее актуальные для школы проблемы, на решение которых должна быть направлена новая Программа развития:

— Заявленные  Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» повышение качества образования, его доступности и эффективности требуют конкретизации применительно к деятельности школы с учетом все более возрастающей роли образования в развитии личности и общества, ориентации образования на социальный эффект.

— Проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми учащимися образовательной программы, формирования навыков исследовательской деятельности учащихся, подготовки их к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору.  Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях развития компетентностного подхода и оценки качества образования в школе на основе единого государственного экзамена, а также в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования, направленных на формирование универсальных учебных действий.

— Важной для школы является и проблема введения и эффективного использования современных образовательных технологий. Проблема заключается в необходимости сочетания новых технологий и лучших отечественных традиций  образования. Важной проблемой является доступность образования, которая понимается педагогами школы в контексте новых образовательных технологий. Доступность образования заключается в создании особых психолого-педагогических условий в школе, позволяющих каждому ученику освоить образовательную программу и быть успешным.

— Еще одной из проблем школы является недостаточный уровень развития социокультурного пространства школы, внешних связей, дополнительного образования, участия общественности в управлении школой, а также в современных условиях возникает необходимость дальнейшего совершенствования воспитательной системы с целью повышения её воспитательного воздействия на духовно-нравственное становление учащихся.

 

  Раздел 4    Концепция Программы

 

Концепция развития школы разработана в соответствии с основными направлениями государственной политики России в области образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования, Концепцией модернизации российского образования, в соответствии с приоритетным национальным проектом «Образование», Национальной образовательной инициативой Президента РФ «Наша новая школа», с Уставом школы.

Концепция Программы:предусматривает совершенствование учебно-воспитательной, научно-методической, организационно-управленческой сфер деятельности школы; исходит из того, что учащийся является полноценным субъектом учебно-воспитательного процесса, он живет в том микросоциуме, которым является школа, поэтому главная задача педагогического коллектива состоит не только в совершенствовании собственно образовательного процесса, но, прежде всего, —  в организации полноценной, продуманной в деталях жизнедеятельности своих воспитанников.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в Национальной образовательной инициативе «Наша новая  школа» сформулировал требования к  современной   школе.   Модель  современной   школы  должна соответствовать целям опережающего инновационного  развития  экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.

Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.    У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.   Поэтому для создания модели современной школы необходим переход к деятельностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности.

Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, устарела. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые способны удовлетворить запросы работодателей. Под компетентностью понимаем  способность к решению задачи и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности. Ключевые компетентности как результат общего образования означают готовность эффективно использовать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

Одной из важнейших компетентностей учащихся является учебно-познавательная компетенция,  которая представляет собой совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Реализация ключевых компетенций позволит выпускнику школы успешно адаптироваться в условиях современной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений.  Достижение   нового результата — формирования ключевых компетентностей — является  приоритетной задачей педагогического коллектива школы.

Содержанием образования должны стать такие ключевые социальные результаты, как:российская гражданская идентичность и стремление к консолидации общества, основанные на способности взаимопонимания и взаимного доверия представителей различных конфессиональных групп, взаимодействии культур при сохранении этнической идентификации,

современные компетентности, отвечающие общемировым и российским требованиям к человеческому капиталу  для решения новых   задач, стоящих перед человеческим обществом.

Мы живем в условиях стремительно меняющегося мира, когда темпы обновления знаний и технологий высоки, что приводят к быстрому моральному устареванию знаний и уровня профессионализма, поэтому достижение высокого качества жизни будет определяться уже не уровнем образования, а качеством личности, сформированным в ходе получения образования. Актуально формируемое личностное качество, как интеллектуально и культурно обусловленная характеристика человека в документах об образовании последних лет обозначена понятием «компетентность».

Компетентность — ключевое слово модернизации образования на данном этапе означает универсальные по характеру и по степени применимости умения и навыки, позволяющие человеку в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Федеральный государственный стандарт — это система требований к результатам образования и к условиям, в которых оно должно осуществляться. Обеспечение перевода российского образования от «знаниевого» уровня к «компетентностному» – и есть цель новых образовательных стандартов . Обеспечение этой цели во многом зависит от создания возможностей для человека реализовать свой внутренний потенциал в деятельности, что обусловило поворот образования к проблемам личности, обращение к ее духовности: чем богаче будет личность, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности, в общественной и жизненной сфере.

Появление понятия «компетентность» в образовании связываем с появлением в педагогике понятия «человек культуры». Порождающим центром культуры выступает человек, полагающий себя целью культуры. В человеке заключена способность путем самостоятельных усилий изменять, творить, возделывать себя, улучшить свою естественную природу, порождать в себе качественно новое состояние, т.е. становиться человеком культуры. Образование по сути это и есть процесс превращения человека природного в человека культурного.

Освоение культурных норм должно происходить в процессе активной деятельности самой личности, поскольку ценности осваиваются посредством их личного эмоционального проживания и переживания, именно это и обеспечивает осознанный ценностный выбор, культурное самоопределение личности. В этом смысле реализацию компетентностного образования следует считать проявлением культурологической тенденции в образовании. Таким образом, современное образование призвано примирить и интегрировать два основных вектора, одинаково важных в деле воспитания личности: формирование компетентности, обеспечивающей конкурентоспособность работника на рынке труда и инкультурацию (процесс вхождения в мир культуры) личности, способствующую духовно-нравственному становлению и совершенствованию личности.

Интегральным результатом компетентностной и культурологической направленности содержания образования выступает становление человека, готового к гуманистически ориентированному выбору, обладающего многофункциональными компетенциями, позволяющими реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал в условиях быстроменяющегося мира.

Компетентностный и культурологический подходы в образовании обогащают концепцию развития современной школы тремя ведущими идеями:

1. идея практико-ориентированной направленности образования

2. идею культуроцентричности образования

3. идею адекватности образования социальным запросам общества

Регионализация образования означает усиление его уникальности и своеобразия, основанного на позитивных национальных традициях с учетом региональных особенностей. Это обогащение содержания образования на основе анализа традиционной культуры, использования положительного опыта воспитания новых поколений и на этой основе повышение эффективности образования. Обогащение образовательного пространства школы ценностями традиционной бурятской культуры, обеспечивавшей стабильность и устойчивость народа и его культуры на протяжении многих веков, приобретают особую актуальность в наши дни, когда в обществе нет ощущения стабильности, надежности и уверенности в завтрашнем дне. Воспитание морально-психологической и эмоциональной устойчивости личности в условиях неустойчивости самой системы, изобилующей разного рода соблазнами; формирование патриотических чувств (чувства малой родины, понятие «тоонто») в условиях открытых границ мира; уважения старших, ответственности перед родителями в условиях низвергнутых авторитетов – это цель региональной системы образования, желающей обеспечить национальную безопасность страны и стабильности в регионе. Этнокультурный компонент содержания образования призван прививать молодежи уважение к ценностям и традициям не только своего, но и других народов, воспитывая толерантность, что, по мнению политологов, снижает уровень ксенофобских и националистических настроений в российском обществе.

Программа развития школы нацелена на оптимизацию культурной и социальной жизни личности и самого села. В условиях оптимизации российского образования в рамках перехода системы на подушевое финансирование под угрозу попадают сельские  школы, в связи с чем приобретает особую актуальность разработка и реализация инновационных проектов, направленных на создание новой модели сельской школы как социокультурного центра села, обеспечивающей не только выживание самой школы, но и стабилизацию и развитие всего сельского поселения. Решением данной проблемы могут послужить:

· оптимизация школьного пространства,

· обеспечение ее открытости и демократичности,

· обеспечение инвестиционной привлекательности школьных проектов и программ, актуализация и использование скрытых ресурсов, в качестве которых может быть использовано различного вида спонсорство со стороны наиболее успешных выпускников школы, работающих в разных уголках страны.

Таким образом, инновационность развития школы предполагает опору на разумное сочетание следующих принципов:

· природосообразности и культуроцентричности,

· преемственности и инновационности,

· открытости школьного пространства и формирования особой корпоративной культуры педагогов школы.

В основе развития школы лежит комплекс идей, к числу которых относятся:

1. Идея сохранения и приумножения лучших традиций и накопленного опыта.

2. Идея инновационного развития перспективных направлений деятельности школы с ориентацией на достижение современного качества образования.

3. Идея усиления инкультурирующей роли школы в пространстве сельского поселения

4. Идея развивающего образования, отвечающего актуальным и перспективным потребностям общества.

5. Идея формирования корпоративной культуры всех субъектов образовательного пространства школы.

6. Идея стимулирования процессов повышения кадрового потенциала школы

7. Идея функционирования школы как открытой системы и развития структуры взаимодействия школы с внешней средой;

8. Идея создания адаптивной системы управления школой, структуры общественно-государственного управления и активного поиска средств для реализации социально и культурно значимых программ и проектов.

Отсюда миссия школы заключается в том, чтобы:

1. создавать среду, способствующую воспитанию конкурентоспособной личности, обладающей необходимым набором компетенции в области образовательной, социальной, духовной сфер, в то же время готовой к гуманистически ориентированному выбору, наделенного высоким уровнем нравственной и психологической устойчивости, креативностью и качествами гражданина-патриота

2. актуализировать свою инкультурирующую роль в селе, решать задачи воспроизводства духовного и культурного потенциала сельского поселения,

3 обеспечивать жизнеспособность и конкурентоспособность ОУ в муниципальной системе образования в длительной перспективе и в ближайшем будущем.

Таким образом, анализ актуального состояния развития школы, концептуальных положений, принципов и ключевых идей позволяют определить цель развития школы, состоящую в переходе учреждения в качественно иное состояние — школу инновационного типа – культурно-образовательный центр на селе. Новый вектор развития школы – это разработка и реализация проекта создания модели культурно-образовательного центра на селе, как открытой, динамичной, социально и культурно значимой структуры, способной влиять сохранение и развитие инфраструктуры села.

Концептуальные основания Программы развития школы получают практическое воплощение в основных взаимосвязанных направлениях, нашедших свое отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», на которую и будет ориентироваться МБОУ  СОШ с.Углезаводск в ближайшие годы:

1. Обновление содержания образования,

2. Создание современной школьной инфракструктуры,

3. Совершенствование учительского состава

4. Работа с одаренными детьми

5. Сохранение и укрепление здоровья детей

 

                               Раздел 5.  Основные направления Программы

 

Направление № 1.

                                        Обновление содержания образования

Цель: Реализация принципов компетентностного подхода в проектировании содержания образования в школе.

 

В проектировании содержания образования в современной школе становятся ведущими ФГОС-ы нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

1. задачный принцип построения содержания образования,

2. раскрытия базовых научных понятий, которые задаются в виде ситуаций,

3. развития познавательных мотивов и творческого потенциала каждого,

4. формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию,

5. индивидуализации образовательного процесса, выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов.

Структурно содержание образования включает в себя метапредметную, межпредметную, предметную компоненты. Метапредметное относится ко всем предметам и существует вне этих предметов, межпредметное объединяет циклы предметов или образовательные области, предметное – для каждого предмета. Такое деление содержания образования позволяет представить соответствующую ему иерархию компетенций:

ключевые компетенции, формируемые на метапредметном содержании образования;

межпрежметные и общепредметные компетенции, относящиеся к определенной группе учебных предметов и образовательных областей;

предметные компетенции, имеющие частный характер, связанный с особенностями конкретных предметов.

Метапредметный уровень освоения содержания образования основан на идее В. В. Давыдова о том, что мир един, он целый, чтобы увидеть и понять это, надо уметь абстрагироваться от конкретных ее проявлений и картин. Формировать метапредметные знания означает создавать условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия (из биологии или из химии, из истории или из физики). В связи с этим одним из путей обновления содержания образования является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектировочную деятельность, что требует активное освоение и применение современных продуктивных технологий, в том числе ИКТ.

 

Для реализации нового содержания необходимо организовать образовательный процесс таким образом, чтобы создать учащемуся условия для экспериментирования, возможности пробовать, менять позицию, нарабатывать опыт свободного выбора, собственной проектной деятельности, выстраивания индивидуальных траекторий движения, а также учебной самостоятельности, в том числе в оценке собственных учебных достижений.

Таким образом, обновление содержания образования в современной школе должно быть ориентировано на реализацию следующих принципов.

— Компетентностный подход.

— Индивидуализация.

— Использование проектных, исследовательских форм.

— Рост значения внеаудиторной занятости учащихся.

— Адекватные инструменты оценки достижений

1.Реализация принципов компетентностного подхода в проектировании содержания образования в школе:

— выработать организационно-управленческий механизм для освоения и внедрения новых ФГОС;

— обновить нормативно-правовую базу, разработать, положения и локальные акты для реализации новых ФГОС,

— разработать Образовательную программу школы на основе новых требований,

— разработка методических рекомендаций по составлению образовательных программ по новым Стандартам

— создать общую информационную базу для внедрения ФГОС,

— анализ программ учебных дисциплин в условиях внедрения новых ФГОС,

— составление программы подготовки учителей в работе в новых условиях,

— выстраивание системы мониторинга по отслеживанию результативности внедрения новых ФГОС,

— диагностика условий внедрения новых ФГОС,

— составление проблемно-ориентированного анализа условий внедрения новых ФГОС,

— определение круга ответственности по реализации программы мониторинга,

— анализ прямых и косвенных результатов реализации новых ФГОС,

-анализ динамики изменений: модели выпускника школы, внешнего и внутреннего рейтинга школы.

2.Опытно-экспериментальная деятельность учителей в рамках внедрения новых ФГОС

— разработка контрольно-измерительных материалов по разным предметам,

— обобщение промежуточных результатов (научно-практическая конференция по реализации программы, выпуск методических материалов, рекомендаций),

— организация системы аттестации учителей, обеспечение открытости, демократичности процедуры, привлечение ученической и родительской общественности к оценке деятельности учителя.

— обобщение опыта экспериментальной деятельности отдельных учителей через методические семинары, конференции,

— диссиминация опыта лучших учителей через публикации учебно-методических материалов, статей.

3. Интеграция учебного и воспитательного пространства

— разработать единую концепцию образовательной модели школы,

— обновление содержания дополнительного образования,

— использование проектных, исследовательских форм общения и взаимодействия с учащимися,

-рост значения внеаудиторной занятости учащихся.

4.Выстраивание индивидуальных маршрутов в освоении образовательной программы школы

— внедрение новых продуктивных технологий для реализации идей компетентностного образования,

— создание презентационных площадок

5.Обогащение образовательного пространства школы содержанием  художественно-эстетического, духовно-нравственного образования

— разработка и реализация содержания художественно-эстетического, духовно-нравственного образования в школе,

— планирование системы мер по формированию этнокультурной компетенции в процессе учебной и внеучебной деятельности,

— создание в школе центра  декоративно-прикладного творчества.

Ожидаемые результаты:

— качественное обновление содержания общего образования;

— рост качества знаний учащихся, подтвержденных независимой оценкой качества образования;

— повышение уровня компетентности выпускников в условиях современного социально-экономического развития;

— обеспечение доступности качественного образования;

— расширение перечня педагогических технологий, регулярно применяемых в образовательном процессе;

— готовность  материально-технических условий школы для введения новых образовательных стандартов;

 

Направление № 2

 

                     Создание современной школьной инфраструктуры

Цель: создание оптимальных и безопасных условий для организации учебно-воспитательного процесса и реализации программы развития школы.

Одним из средств повышения качества образования является создание современной школьной инфраструктуры. «Российская школа не должна быть ветхой и в прямом, и в переносном смысле» – эти слова президента страны, по сути, касаются не только необходимости создания современной инфраструктуры школ с оборудованными медпунктами, столовыми, спортзалами, медиацентрами, лабораториями, но и выдвигают новые принципы работы школ. Важнейшие из них – переход на подушевое финансирование и новую систему оплаты труда, внедрение в школьную практику управляющих советов, а также отработка моделей деятельности автономных учреждений. Безусловно, должен быть установлен новый порядок проектирования, строительства и формирования материально-технической базы школ. Принципиальное требование сегодняшнего дня – обновление СанПиНов, безопасность и комфортность пребывания ребенка в школьных стенах. Облик современной школы, как по форме, так и по содержанию должен измениться в ближайшем будущем. Школа должна стать центром не только обязательного образования, но и центром занятий творчеством, спортом и другими видами досуговой деятельности. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость — кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Нужны будут новые условия для качественного обязательного и дополнительного образования, самореализации и творческого развития детей. Формирование современной школьной инфраструктуры должно быть направлено на информатизацию образовательного процесса, создания информационной образовательной среды, массового применения информационных средств и технологий во всех сферах деятельности. В основу организации всей работы была положена возможность широкого выбора форм и методов обучения, вариативности программ и видов учебной деятельности, получения различного дополнительного образования. Главные особенности школы – оптимальная структура и  режим работы.

Учебный процесс проходит в 3 блоках в 24 учебных кабинетах, что позволяет проводить занятия в 1 смену. Функционирует столовая на 100 человек, оснащенная всем необходимым оборудованием, соответствующим современным требованиям. Имеется актовый зал на 130 мест, оснащенный современными осветительными приборами, звуковой аппаратурой, большим демонстрационным экраном, мультимедийной аппаратурой, Для занятий физкультурой имеется спортивная площадка со стадионом , беговыми дорожками, игровыми площадками. Есть спортивный зал со всем необходимым спортивным оборудованием, тренажерами, а также специализированный зал для занятий боксом.

Согласно типового положения учебные кабинеты оснащены современной мебелью, учебным оборудованием, рабочими местами учителя (персональный компьютер, проектор,  принтер, мультимедийные колонки, интерактивные доски). Кабинеты оснащены 5-ю интерактивными досками SMART Board и ACTIV Board. Программное обеспечение для компьютеров полностью лицензировано, антивирусные программы периодически обновляются, закупаются новые программные продукты. Есть огромная база данных учебных мультимедийных пособий на CD, DVD, VHS.

 

        Пути повышение качества образования на основе развития современной школьной                          инфраструктуры.

1. Создание внешне и внутренне привлекательной среды как условия для сохранения контингента учащихся:

— укреплять материально-техническую, учебно-лабораторную, научно-методическую и информационную базу.

— совершенствовать деятельность библиотеки и обеспечить ее качественное современное информационное наполнение.

— продолжать работу по методическому оснащению кабинетов в соответствии с современными требованиями.

— создавать и расширять школьные культурно-образовательные центры (уголок истории школы, музей декоративно-прикладного творчества, центр самоуправления, мульти-медиа-центра, пресс-центра, и др.)

— создание новых структур, обеспечивающих научно-методическое обеспечение деятельности школы: кафедра художественно-эстетического образования; кафедра инновационных технологий.

— включение в свою структуру учреждение дошкольного образования и создание учебных программ непрерывного образования от детского сада до окончания школы.

— развивать инновационные формы образовательной деятельности, основанные на современных информационно-телекоммуникационных технологиях.

— корректировка структуры управления школой.

2.Формирование информационно-технологической структуры образования:

— применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе,

— применение электронных средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса;

— повышение квалификации педагогических кадров в области ИКТ

— развитие фонда школьной медиатеки,

— обеспечить учащимся и преподавателям доступ к компьютерам и широкому диапазону современного программного обеспечения для индивидуальной работы во внеурочное

-расширение фонда учебников и электронных материалов

3.Развитие дистанционных форм обучения

— методическое и организационное обеспечение формирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся для непрерывного образования

— создание основы системы дополнительного профессионального образования в области ИКТ на основе высоких информационных технологий

— мониторинг и координация средств, методов и процедур создания электронных образовательных ресурсов, их экспертизы, апробации на пилотных объектах, поддержки и сопровождения

Ожидаемые результаты:

— развитие материально- технической базы школы,  повышение уровня обеспечения современным учебным оборудованием;

— создание единой образовательной информационной среды;

— расширение области взаимодействия школы с другими организациями;

— расширение возможностей организации внеклассной работы, дополнительного образования;

-обновление материально-технической базы.

 

Направление № 3

Совершенствование и развитие учительского потенциала

Цель: создание условий для творческой работы и роста профессионального мастерства учителей.

Проблемы совершенствования педагогического мастерства особенно актуальны, ибо качество образования в школе не может быть выше качества работающих в ней учителей. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к деятельности и характеризует его профессионализм. Содержание профессиональной компетентности педагога определяется квалификационной характеристикой. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта. Ключевой особенностью современного учителя должна стать чуткость, внимательность и восприимчивость к интересам школьников, способность помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Проект инициативы «Наша новая школа» предусматривает «внедрение системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших учителей и постоянного по­вышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием, любящих и умеющих работать с детьми. Совершенствование оплаты труда, его ориентация на результат – один из важнейших механизмов развития учительского потенциала. Особая роль отводится педагогическому образованию и повышению квалификации педагогов, обновление системы аттестации и квалификационных требований. Принципиально, что программы переподготовки кадров и повышения квалификации предлагается строить по модульному принципу, гибко меняющемуся в зависимости от интересов педагогов. Кроме того, современному учителю не обойтись без знания информационных технологий и умения использовать их в преподавании своего предмета.

 

Пути реализации направления

1.Диагностика   педагогических   кадров,   выявление   затруднений, определение тем для самообразования:

— комплексное изучение эффективности профессионально-творческой деятельности учителя, стиля общения с учащимися, коллегами;

— диагностика уровня сформированности мотивации творческого саморазвития деятельности учителя;

— изучение перспективной направленности творческой деятельности учителей

2. Система непрерывного профессионально-личностного роста учителей:

— теоретико-методологические семинары по ключевым проблемам современного образования, касающихся внедрения новых ФГОС, проектирования метапредметного уровня содержания образования;

— организация опытно-экспериментальной деятельности по перспективным направлениям развития школьного образования;

— информационно-техническое обеспечение работы учителя

стимулирование творческого саморазвития учителя;

— развитие разных форм презентации продуктов деятельности учителя;

— сотрудничество с ИРАСО

3. Разработка и реализация проектов профессионально-личностного самоопределения молодого учителя:

— разработка проекта саморазвития молодого учителя;

— проведение методических и методологических семинаров по актуальным проблемам современного образования (Новый ФГОС, требования к современному уроку);

— создание системы наставничества;

— консультационная помощь по актуальным проблемам проектирования педагогической деятельности (составление ОП, планирование деятельности);

4. Создание творческих групп учителей по ключевым проблемам современного образования:

— по разработке контрольно-измерительных материалов по предметам в рамках компетентностного подхода;

-по разработке новых предметных образовательных программ;

— по разработке содержания образования предметов регионального и школьного уровней

— по разработке системы воспитательной работы;

— по разработке проекта сотрудничества с общественностью села, в том числе с родительской общественностью;

5. Создание условий для исследовательской деятельности учителей, воспитание новых научных кадров:

— развитие системы мотивации педагогических и управленческих кадров к профессиональному росту;

– совершенствование системы дополнительного профессионального образования;

– формирование корпоративно-профессиональной культуры педагогического сообщества;

— информационно-техническое обеспечение работы учителя;

— стимулирование творческого саморазвития учителя;

— создание условий для исследовательской деятельности учителей, воспитаниеновых научных кадров.

6. Реализация новой модели аттестации учителей

— методические семинары по изучению новых условий аттестации пед.кадров;

— проведение учебы по ИКТ-компетенции учителя;

— методологические семинары по описанию передового опыта учителей;

— система открытых уроков, взаимопосещения учителей;

— изучение перспективной направленности творческой деятельности учителей;

Ожидаемые результаты:

— сохранение доли педагогов с высшей и первой квалификационной категорией при прохождении  аттестации в новой форме;

— увеличение числа молодых специалистов (учителей);

— совершенствование педагогического мастерства  учителей школы;

— повышение ИКТ-компетентности педагогов школы;

— повышение профессионального мастерства  учителей-предметников.

 

Направление № 4

                                                  Работа с одаренными детьми

 

Цель: создание условий для творческой самореализации личности в различных видах деятельности; систематизация работы с одаренными детьми.

 

Система поддержки талантливых детей одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования: создана и реализуется федеральная целевая программа «Дети России», в рамках которого действует подпрограмма — «Одаренные дети». Задача школы — вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, поддержать и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Под термином «одаренность» понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающейся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Определяющая роль принадлежит школе. В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. В деле развития одаренности он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); креативности; настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). В работе с одаренными детьми наиболее приемлемы следующие принципы: максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; возрастания роли внеурочной деятельности; индивидуализации и дифференциации обучения; создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. Формы работы с одаренными учащимися: творческие мастерские; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; кружки по интересам; конкурсы; интеллектуальный марафон; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; научно-практические конференции, исследовательская работа.

Поддержка талантливых детей является одним из приоритетных направлений деятельности школы. 20 учителей школы целенаправленно работают с одаренными детьми, используя разные формы: олимпиады, НПК, спортивные соревнования, творческие конкурсы, систему самоуправления детей.

 

 Пути реализации направления

 

1. Выявление одаренных детей

— знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми, с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

— совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям.

— обучение учителей работе с одаренными детьми через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации;

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей:

— приобретение материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми, накопление и обогащение библиотечного фонда, приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

— проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности;

— разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для работы с одаренными детьми;

— стимулирование и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

— создание портфолио одаренного ученика

3.Создание условий для стимулирования одаренных детей

— назначение ежегодных именных премий «Лучшему ученику школы», «Лучшему спортсмену года», «За лучшее сочинение », «За лучший проект»

 

Ожидаемые результаты:

— создание условий для оптимального развития одаренных детей;

— рост количества учащихся, участвующих в олимпиаде школьников, дистанционных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях разного уровня;

— рост количества учащихся, занимающихся научно-практической и проектной деятельностью;

— повышение ИКТ-компетентности учащихся.

 

Направление № 5

                                         Сохранение и укрепление здоровья детей

Цель: создание условий для комплексного решения проблемы укрепления и сохранения здоровья детей.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных основ общего образования. Наиболее эффективным путём формирования культуры является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Основы здорового образа жизни — необходимое условие ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно оздоровительной работы, рационального питания. Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) — и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья. Использование современных технологий, высокий уровень мастерства педагогов, созданные в школе условия (режим обучения, организация питания, соблюдение санитарно-технических норм, психологический фон) позволяют в наибольшей мере сберечь здоровье учащихся. Большое влияние оказывает комфортная, социально адаптирующая среда, которая позволяет школьникам проявить себя как в учебной, так и во внеучебной (творческой, спортивной, социальной) деятельности.

Использование современных технологий, высокий уровень мастерства педагогов, созданные в школе условия (режим обучения, организация питания, соблюдение санитарно-технических норм, психологический фон) позволяют в наибольшей мере сберечь здоровье учащихся. Мониторинг состояния здоровья показывает значительный спад уровня заболеваемости по отдельным видам. Все это формирует у социума положительное отношение к школе. На выбор школы большое влияние оказывает комфортная, социально адаптирующая среда, которая позволяет школьникам проявить себя как в учебной, так и во внеучебной (творческой, спортивной, социальной) деятельности.

                             Пути реализации программы.

1.Анализ состояния здоровья и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению.

— медико-педагогическая экспертиза: анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе, анализ работы школы по укреплению и охране здоровья детей

— организация режима дня детей, их нагрузки, питания, физкультурно-оздоровительной работы, уровень сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

— определение приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

2. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

— ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

— элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;

— первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

— первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

— знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

3.Использование разных форм организации общения и взаимодействия.

— интеграция в базовые образовательные дисциплины;

— проведение часов здоровья;

— факультативные занятия;

— занятия в кружках;

— проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

— организация дней здоровья

4.Просветительская работа с родителями как с законными представителями.

— лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

— приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

— организация совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

5.Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

— обеспечение соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

— наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

— организация качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

— оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

— наличие помещений для медицинского персонала;

— наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники);

— организация занятий по лечебной физкультуре;

— организацию часа активных движений (динамической паузы) между уроками;

— организацию динамических перемен, физкультминуток

на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

— организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

— регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов)

Создание условий для снятия перегрузки, снижения уровня напряжения и утомляемости.

— соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях, нормального чередования труда и отдыха) учащихся на всех этапах обучения;

— повышение уровня мастерства учителей, их компетентности в области сохранения и укрепления здоровья;

— использование здоровьесберегающих технологий.

— рациональная организация двигательного режима обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма.

Реализация дополнительных образовательных программ

— внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

— проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

— создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей).

Ожидаемые результаты:

— создание здоровьесберегающих условий обучения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья учащихся;

—  достижение высокого уровня мотивации учащихся к ведению здорового образа жизни;

— увеличение количества учащихся, вовлеченных во внеклассную спортивную деятельность.

 

Предполагаемые результаты реализации Программы

 

1. Освоение эффективных образовательных технологий в деятельности школы,  совершенствование  используемых методов обучения и воспитания  будут способствовать  развитию у школьников мотивации к обучению и получению высокого уровня знаний, формированию базовых  ключевых компетентностей.

2.  Разработка школьных целевых программ, таких как «Формирование здоровья школьников в условиях сельской школы», «Одаренные дети», «Духовно-нравственное воспитание» и других поможет структурировать  подходы к содержанию образовательной деятельности школы   и привлечь  внимание к основным проблемам, требующим первостепенного решения.

3.  Создание условий для медико-педагогического  сопровождения  детей  будет способствовать  сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию у них потребности  в здоровом образе жизни, социальному и профессиональному самоопределению.

4.   Программно-целевой подход к учебно-воспитательной работе школы позволит  определить главные  целевые  ориентиры  школы и повысит уровень интеллектуального, нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка через разработку соответствующих мероприятий.

5. Повышение  профессионального мастерства педагогов  будет способствовать повышению качества обучения и воспитания школьников, внедрению личностно-ориентированного образования,  что в конечном итоге приведет к созданию оптимальной модели общеобразовательной школы,  способствующей максимальному раскрытию  творческого потенциала педагогов и учащихся, сохранению и укреплению  их здоровья.

6. Проведение диагностических и мониторинговых исследований образовательного процесса позволит своевременно выявлять и устранять недостатки и сбои в организации педагогической и учебно-воспитательной деятельности.

7. Укрепление  материально-технической  базы школы будет способствовать  эффективной реализации данной программы.

8. Система образования МБОУ СОШ с.Углезаводск:

-обеспечит осознанное принятие обучающимися основополагающих ценностей и принципов, объединяющих людей в общество и создающих общую основу для сотрудничества и мирного разрешения конфликтов; формирование национального самосознания и культуры учащихся и их родителей; формирование ключевых и специальных компетентностей;

-поможет учащимся стать свободными и независимыми членами общества, осознающими свои права и обязанности и признающими права других людей с их убеждениями и вероисповеданием;

приобщит учащихся к ценностям российской и мировой культуры, к духовным ценностям своего народа, к общественным делам, будет способствовать выработке гражданского самосознания;

-сформирует у детей потребность в сохранении  национальных и местных традиций, активном участии в социальном преобразовании окружающей жизни;

-будет способствовать самоопределению, самообразованию, самореализации; стремлению к здоровому образу жизни и физическому совершенствованию, к духовно-нравственному развитию, социализации личности;

-сформирует такие черты характера как патриотизм, честность, мужество, ответственность, толерантность, гражданская активность, желание действовать во благо общества, чувство сострадания,  любви, уважения, преданности, обязательности, душевности, доброты;

-сформирует у обучающихся чувство собственного достоинства, гражданское сознание, аналитическое, критическое и творческое мышление, умение реализовать свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других граждан, умение вести диалог, успешно и самостоятельно принимать решения и осознавать меру ответственности за них, умение устанавливать конструктивные отношения с другими людьми, не основанные на подавлении, умение разрешать конфликты ненасильственным путем; сформирует знание своей родословной, малой и большой Родины, традиций и обычаев своей страны;

обеспечит активную умственную и социальную деятельность;

-сформирует коммуникативные умения, логику, мышление, память, внимание, воображение, способности к сравнению, анализу, синтезу, индукции и дедукции; мотивации к образованию и самообразованию, способности к творчеству, поиску нестандартных решений; умение действовать в экстремальных ситуациях; потребность глубоко разбираться в разнообразных процессах, явлениях и сущностях.

 

                       Финансовое обеспечение

 

Финансирование программы осуществляется из следующих источников:

— целевая субвенция;

— средства местного бюджета;

— надтарифный фонд оплаты труда;

— средства, полученные в результате участия в проектной деятельности (гранты).

 

 Раздел 8. Критериально-диагностическая база мониторинга  результатов реализации Программы развития школы.

 

Измерить качество образовательных услуг, адекватно описать его сложно, как и вообще качество услуг в социокультурной сфере, так как у образовательных услуг нет эталона качества и невозможно точно определить стандарт процессов и результатов оказания услуг. Проведение ряда консультаций с субъектами образовательного процесса, с представителями общественных советов, независимыми экспертами позволило нам определить свое представление о результативности своей деятельности, которые мы можем определить через:

— уровень познавательной активности учащихся, уровень учебной мотивации;

— уровень сформированности исследовательской культуры;

— уровень социализации учащихся;

— уровень воспитанности;

—  уровень сформированности информационной культуры;

— уровень сформированности исследовательской культуры;

— уровень сформированности культуры ЗОЖ;

— степень комфортности условий обучения;

— уровень удовлетворенности участников образовательного процесса деятельностью школы;

— уровень включения учащихся в социум;

— уровень владения педагогами современными программами и технологиями обучения;

— уровень включенности в инновационную, исследовательскую деятельность педагогов;

— уровень информатизации учебно-воспитательного процесса.